30년대 소련 Harlick - KhMZ-1M
Отечественное мотоциклостроение никогда не блистало особо передовыми технологиями. Тем не менее в этой отрасли советские инженеры всегда предлагали широкий выбор практичных, нетребовательных и относительно недорогих моделей.
И это касалось не только послевоенных или брежневских времен, когда кроме тяжелой техники, имелись ИЖ, «Восход» или «Минск». Даже в 30-е годы советские предприятия собирали интересные образцы, среди которых особняком стоит продукция Ижевского завода.
Но подобное выпускали не только в Предуралье. Тем, кто родом из СССР, хорошо знакомы тяжелые байки «Урал» или «Днепр», мотороллеры «Тулица». Да и экспериментальный 오토바이 «Тула» оказался чем-то необычным, сильно выделявшимся из общей серой массы.
А знали ли вы, что около девяти десятилетий назад двухколесная техника собиралась также и в Харькове? Да, кажется, эта страница истории остается малоизведанной. И у этого имеется несколько весомых причин. Мотоцикл, собираемый на мощностях ХАСЗ, являлся отдаленной копией легендарного американского «Харли Дэвидсон». А еще, первичный опыт производства таких аппаратов не вышел за рамки предвоенного десятилетия.
В принципе, то, что почти все отечественные модели являлись копиями или модификациями зарубежных образцов, звучит немного удручающе. С другой стороны, знаменитая «Ява» в конце 20-х также начиналась с немецкой лицензии. Что не помешало чехам сотворить европейский фурор со своим «Перак».
Сегодня уже почти неизвестна не только эта модель, но и само предприятие, ее выпускавшее. Но на тот момент это оказалось довольно знаковым событием и, при правильном подходе, могло очень положительно сказаться на истории мотоциклетной отрасли всего СССР в целом. А базой послужила самоделка от талантливого «кустаря» Солдатенко. Эта техника имела:
✅ мягкую подвеску переднего колеса
✅ штампованную сварную раму
✅ передовой для тех лет дизайн
Данный мотоцикл был плодом труда местных инженеров-конструкторов, опиравшихся на лучшие образцы мировой профильной промышленности. Да, советские специалисты, скрупулезно исследовав американские и немецкие модели, смогли предложить собственную взвешенную конструкцию. Под стать всему оказался и установленный на ХМЗ-1М силовой агрегат:
✅ четырехтактник
✅ 작업량 - 350 입방 미터. 센티미터
✅ 전력 - 8리터. 와 함께
Интересно, что выпуск этой модели стал по-настоящему первым серийным. Он продолжался с 1931 по 1933 годы. За это время в городе с очень развитой отраслью машиностроения успели собрать около трех сотен экземпляров 350-кубового мотоцикла.
Но централизованная советская экономика подразумевала, что каждое отечественное предприятие обязано представлять определенный ассортимент продукции. Поэтому производство двухколесной техники, сильно напоминавшей американскую, было полностью прекращено.
Возвращаясь к началу истории, хочется заметить, что выпуск байков в Харькове начался случайно. Стартом стала реализация проекта «Автодора» по сборке 10 экземпляров мотоциклов Лабура, являвшихся копией немецкой модели столетней давности ТХ. В целом, история развивалась следующим образом:
✅ 10 мотоциклов Лабура
✅ проект по сборке НАТИ-Б-375
✅ выпуск нескольких моделей марки ХМЗ
Именно после предложения об установке на конвейер модели от Петра Можарова, специалисты ХАСЗ решили пойти другим путем, представив собственные версии. Начав с 1М, местные конструкторы развернулись, предлагая как одно-, так и двухцилиндровые варианты:
✅ 1М
✅ 3М (375-кубовый, одноцилиндровый)
✅ 2М (1200-кубовый, двухцилиндровый)
✅ 4М (750-кубовый, двухцилиндровый)
У самой первой модели завода, вышедшей в серию, имелся разделенный бензобак. Отдельный его резервуар предназначался для 2,1 литра масла, смазка двигателя производилась при помощи разбрызгивания. Общий объем вместимости топлива – 15 литров. У мотоцикла была 3-ступенчатая механическая коробка передач. Их переключение было ручным.
К этому стоит добавить применение цепной передачи на заднее колесо и многодисковое сухое сцепление. А вот несущую конструкцию выполнили дуплексной из штампованной стали. В создании передней вилки придерживались американского образца, применив рычажный механизм. Задняя подвеска оказалась жесткого типа. Ниже можно ознакомиться с другими техническими характеристиками ХМЗ-1М:
✅ размер колес – 27х3,5 дюйма
✅ 연료 소비량 – 3,5 l/100km
✅ вес заправленной техники – 150 (сухой – 135) кг
✅ 베이스 - 1400mm
✅ 지상고 - 124mm
✅ 최대 속도 - 90km/h
Мотоцикл мог выпускаться как в одно-, так и в двухместном исполнении. В последнем случае второе посадочное место устанавливалось вместо металлического заднего багажника. Цилиндр располагался вертикально, охлаждение – воздушное. В технике применен карбюратор типа «Шеблер де Люкс». Этот элемент производился на базе Конотопского машиностроительного завода.
Неплохой старт мог содействовать тому, чтобы отечественные пользователи получили бы качественную мототехнику в достаточных объемах. Но принятый наверху указ об унификации советского двухколесного 운송 стал препятствием на пути дальнейшего развития харьковских мотоциклов.
Первенец 1М в 1933 году покинул заводской конвейер, а чертежи модели отправили в Таганрог. Но и там они оказались невостребованными, ведь приморское предприятие уже вовсю готовилось к выпуску «тяжеловеса» ТИЗ АМ-600.
Напротив, харьковчанам предложили принять в производство недавно разработанную новинку НАТИ-Б-375. Но и здесь местные инженеры решили проявить инициативу. Они доработали его, в результате представив ХМЗ-3М-375.
Так конструкторский отдел ХАСЗ представил свой вариант с более надежным карданным приводом заднего колеса. В изменениях конструкции мотоцикла имелся и ряд других полезных доработок. Чего только стоил тот факт, что впервые инженеры представили возможность взаимозаменяемости колес.
После этого местные специалисты решили переместиться в более высокую категорию. Имеются в виду уже упомянутые выше двухцилиндровые тяжелые мотоциклы. Эти проекты имели V-образные двигатели и боковые прицепы.
Но на пути успешного развития встали бюрократические моменты. Предприятие несколько раз переподчиняли различным ведомствам, что мешало четко определить его окончательный профиль. Многие перспективные разработки так и остались на стадии чертежей. Как, к примеру, собственная версия ХАСЗ малолитражного 차 с кубовым двигателем.
«Лебединой песней» стал мотоцикл ХМЗ М-72. В 1941 году эту модель начали одновременно собирать в Москве, Ленинграде и Харькове. В последнем успели выпустить всего 123 экземпляра, после чего над городом настигла опасность фашистской оккупации.
Позже предприятие было срочно эвакуировано в Горький. Во второй половине 40-х производство на прежнем месте так и не возобновили. Зато местные опытные инженеры стали костяком, который позволил в 1949 году организовать выпуск модели М-72 на мощностях Киевского мотозавода.
И это касалось не только послевоенных или брежневских времен, когда кроме тяжелой техники, имелись ИЖ, «Восход» или «Минск». Даже в 30-е годы советские предприятия собирали интересные образцы, среди которых особняком стоит продукция Ижевского завода.
ХМЗ-1М мог стать очень востребованной моделью. Фото: youtube.com
Но подобное выпускали не только в Предуралье. Тем, кто родом из СССР, хорошо знакомы тяжелые байки «Урал» или «Днепр», мотороллеры «Тулица». Да и экспериментальный 오토바이 «Тула» оказался чем-то необычным, сильно выделявшимся из общей серой массы.
Американская копия или собственное видение
А знали ли вы, что около девяти десятилетий назад двухколесная техника собиралась также и в Харькове? Да, кажется, эта страница истории остается малоизведанной. И у этого имеется несколько весомых причин. Мотоцикл, собираемый на мощностях ХАСЗ, являлся отдаленной копией легендарного американского «Харли Дэвидсон». А еще, первичный опыт производства таких аппаратов не вышел за рамки предвоенного десятилетия.
В принципе, то, что почти все отечественные модели являлись копиями или модификациями зарубежных образцов, звучит немного удручающе. С другой стороны, знаменитая «Ява» в конце 20-х также начиналась с немецкой лицензии. Что не помешало чехам сотворить европейский фурор со своим «Перак».
По этому же пути пытались идти и советские инженеры 30-х. Все началось с того, что на базе Харьковского автосборочного завода освоили выпуск неплохой для тех времен техники – мотоцикла ХМЗ-1М.
Сегодня уже почти неизвестна не только эта модель, но и само предприятие, ее выпускавшее. Но на тот момент это оказалось довольно знаковым событием и, при правильном подходе, могло очень положительно сказаться на истории мотоциклетной отрасли всего СССР в целом. А базой послужила самоделка от талантливого «кустаря» Солдатенко. Эта техника имела:
✅ мягкую подвеску переднего колеса
✅ штампованную сварную раму
✅ передовой для тех лет дизайн
Данный мотоцикл был плодом труда местных инженеров-конструкторов, опиравшихся на лучшие образцы мировой профильной промышленности. Да, советские специалисты, скрупулезно исследовав американские и немецкие модели, смогли предложить собственную взвешенную конструкцию. Под стать всему оказался и установленный на ХМЗ-1М силовой агрегат:
✅ четырехтактник
✅ 작업량 - 350 입방 미터. 센티미터
✅ 전력 - 8리터. 와 함께
Интересно, что выпуск этой модели стал по-настоящему первым серийным. Он продолжался с 1931 по 1933 годы. За это время в городе с очень развитой отраслью машиностроения успели собрать около трех сотен экземпляров 350-кубового мотоцикла.
Harley Davidson Model B – сходство более чем заметно. Фото: youtube.com
Но централизованная советская экономика подразумевала, что каждое отечественное предприятие обязано представлять определенный ассортимент продукции. Поэтому производство двухколесной техники, сильно напоминавшей американскую, было полностью прекращено.
어떻게 시작 됐어?
Возвращаясь к началу истории, хочется заметить, что выпуск байков в Харькове начался случайно. Стартом стала реализация проекта «Автодора» по сборке 10 экземпляров мотоциклов Лабура, являвшихся копией немецкой модели столетней давности ТХ. В целом, история развивалась следующим образом:
✅ 10 мотоциклов Лабура
✅ проект по сборке НАТИ-Б-375
✅ выпуск нескольких моделей марки ХМЗ
Именно после предложения об установке на конвейер модели от Петра Можарова, специалисты ХАСЗ решили пойти другим путем, представив собственные версии. Начав с 1М, местные конструкторы развернулись, предлагая как одно-, так и двухцилиндровые варианты:
✅ 1М
✅ 3М (375-кубовый, одноцилиндровый)
✅ 2М (1200-кубовый, двухцилиндровый)
✅ 4М (750-кубовый, двухцилиндровый)
У самой первой модели завода, вышедшей в серию, имелся разделенный бензобак. Отдельный его резервуар предназначался для 2,1 литра масла, смазка двигателя производилась при помощи разбрызгивания. Общий объем вместимости топлива – 15 литров. У мотоцикла была 3-ступенчатая механическая коробка передач. Их переключение было ручным.
К этому стоит добавить применение цепной передачи на заднее колесо и многодисковое сухое сцепление. А вот несущую конструкцию выполнили дуплексной из штампованной стали. В создании передней вилки придерживались американского образца, применив рычажный механизм. Задняя подвеска оказалась жесткого типа. Ниже можно ознакомиться с другими техническими характеристиками ХМЗ-1М:
✅ размер колес – 27х3,5 дюйма
✅ 연료 소비량 – 3,5 l/100km
✅ вес заправленной техники – 150 (сухой – 135) кг
✅ 베이스 - 1400mm
✅ 지상고 - 124mm
✅ 최대 속도 - 90km/h
Мотоцикл мог выпускаться как в одно-, так и в двухместном исполнении. В последнем случае второе посадочное место устанавливалось вместо металлического заднего багажника. Цилиндр располагался вертикально, охлаждение – воздушное. В технике применен карбюратор типа «Шеблер де Люкс». Этот элемент производился на базе Конотопского машиностроительного завода.
Неплохой старт мог содействовать тому, чтобы отечественные пользователи получили бы качественную мототехнику в достаточных объемах. Но принятый наверху указ об унификации советского двухколесного 운송 стал препятствием на пути дальнейшего развития харьковских мотоциклов.
350-кубовый двигатель модели 1М. Фото: youtube.com
Первенец 1М в 1933 году покинул заводской конвейер, а чертежи модели отправили в Таганрог. Но и там они оказались невостребованными, ведь приморское предприятие уже вовсю готовилось к выпуску «тяжеловеса» ТИЗ АМ-600.
추가 역사와 완성
Напротив, харьковчанам предложили принять в производство недавно разработанную новинку НАТИ-Б-375. Но и здесь местные инженеры решили проявить инициативу. Они доработали его, в результате представив ХМЗ-3М-375.
Так конструкторский отдел ХАСЗ представил свой вариант с более надежным карданным приводом заднего колеса. В изменениях конструкции мотоцикла имелся и ряд других полезных доработок. Чего только стоил тот факт, что впервые инженеры представили возможность взаимозаменяемости колес.
375-кубовый двигатель модели 3М. Фото: youtube.com
После этого местные специалисты решили переместиться в более высокую категорию. Имеются в виду уже упомянутые выше двухцилиндровые тяжелые мотоциклы. Эти проекты имели V-образные двигатели и боковые прицепы.
Но на пути успешного развития встали бюрократические моменты. Предприятие несколько раз переподчиняли различным ведомствам, что мешало четко определить его окончательный профиль. Многие перспективные разработки так и остались на стадии чертежей. Как, к примеру, собственная версия ХАСЗ малолитражного 차 с кубовым двигателем.
«Лебединой песней» стал мотоцикл ХМЗ М-72. В 1941 году эту модель начали одновременно собирать в Москве, Ленинграде и Харькове. В последнем успели выпустить всего 123 экземпляра, после чего над городом настигла опасность фашистской оккупации.
Многие конструктивные решения американцев взяты на вооружение. Фото: youtube.com
Позже предприятие было срочно эвакуировано в Горький. Во второй половине 40-х производство на прежнем месте так и не возобновили. Зато местные опытные инженеры стали костяком, который позволил в 1949 году организовать выпуск модели М-72 на мощностях Киевского мотозавода.
- 이반 곤차로프
- youtube.com
우리는 당신에게 추천합니다
"Betonki": 러시아에서는 "영원한" 도로를 건설하기를 원합니다.
최근 크라스노다르 지역에서 콘크리트 도로의 시험 구간 시운전에 관한 메시지가 왔습니다. 소련과 러시아 연방에는 그러한 코팅이 거의 없습니다...
MS-21은 또 다른 중요한 국산 부품을 받았습니다
부품 세트는 600km/h 이상의 속도에서 성공적으로 테스트되었습니다. 2028년까지 공급량은 11배 증가할 것으로 예상된다. 우리의 모든 세부 사항을 읽으십시오 ...
Lada Niva는 2025년에 더 크고 강력하지만 간단하고 안정적인 새로운 엔진을 받게 됩니다.
그들은 전설적인 SUV의 모든 개조에 이 엔진을 장착할 계획입니다. 오래된 엔진을 버리기로 결정한 것 같습니다....
전고체 배터리 - 1200km, 10분 충전, 양산은 언제?
이러한 배터리의 생산에 대해서는 오랫동안 이야기되어 왔지만 “아직 문제가 남아 있습니다.” 요즘 이 방향에 변화가 있나요?...
보잉 737: 착륙은 현대 조종사가 수행했거나 소련에서 더 잘 가르쳤습니다.
보잉 737 여객기는 세계에서 가장 인기 있고 성공적인 항공기 중 하나로 간주됩니다. 이 제품군은 1967년부터 대량 생산되었습니다. 이 기간 동안에는 놀라운 일이 아닙니다 ...
리버티 섬에 새로운 "애국자"가 추가되었습니다.
그들은 자연재해의 결과에 대처하는 데 도움을 주고, 이후에는 지방 행정부에서 근무하게 됩니다. 우리 자료의 모든 세부 사항을 읽으십시오....
외국차 5대와 '러시안' 2024대 : XNUMX년 최고의 자동차 XNUMX대 선정
우리는 흥미로운 시대에 살고 있습니다, 동지 여러분! 너무 게으르지 않거나 대규모 홍보가 필요한 사람들에게는 국가 "러시아 올해의 자동차"상이 수여됩니다. "국가"만 그런 것 같습니다 ...
Audi 100 C2 대 AZLK-2141 – 다양한 국가와 시대의 비즈니스 클래스 모델
자동차의 역사와 기술적 특징. 결국 우리는 지금 어떤 모델이 더 나은지 결정하게 될 것입니다....
Chuysky Trakt의 재건이 예정보다 빨리 완료되었습니다
해당 프로젝트는 2026년에 완료될 예정이었다. 잘 조율된 작업과 현대적인 기술을 통해 프로세스 속도를 높일 수 있었습니다. 우리 자료의 모든 세부 사항을 읽으십시오....
러시아 공장이 Airbus A321 부품 생산을 시작했습니다.
국내 항공기 생산을 준비하는 동안 새로운 부품은 나머지 외국 항공기의 서비스 수명을 연장하는 데 도움이 될 것입니다. 우리 자료의 모든 세부 사항을 읽으십시오....
가장 "오프로드"인 가젤을 자세히 살펴보세요
러시아 자동차 산업은 상업 및 개인 운송 부문에서 중국 브랜드에 대한 "대응"을 준비했습니다. 좀 더 정확하게 말하자면, 즉시...
Fordson-Putilovets 트랙터 - 초기 소련에 대한 미국의 이기적인 지원
1920년대 초, 소련은 경제를 재건하기 시작했습니다. 더욱이 이전 수준의 개발에 도달할 뿐만 아니라 반복적으로 계획되었습니다...
"삽산"은 속도를 높이고 싶다
기술적으로 이는 완전히 실현 가능한 작업입니다. 러시아 철도는 이미 필요한 테스트를 수행했으며 모든 세부 사항은 우리 자료에 나와 있습니다....
Lada Largus Cross의 새 버전 생산이 시작되었습니다.
딜러로부터 이러한 자동차를 구입하는 것은 아직 불가능합니다. 하지만 곧 판매가 될 거에요...
차기 '5개년 계획' 계획 - 건설 및 수리할 선로 목록이 발표되었습니다.
재정 추정치는 이미 정부의 승인을 받았습니다. 각 프로젝트에 대한 구체적인 금액도 지정됩니다. 우리 자료의 모든 세부 사항을 읽으십시오....
"Niva"는 Tesla Cybertruck과 도로의 "중국인"에게 기회를 남기지 않았습니다.
이것은 우리가 오랫동안 기다려온 종류의 경쟁입니다. '사이버트럭'은 고속도로는 물론 오프로드까지 편안하게 주행하는 만능 자동차로 자리매김하고 있다.