30년대 소련 Harlick - KhMZ-1M
202

30년대 소련 Harlick - KhMZ-1M

Отечественное мотоциклостроение никогда не блистало особо передовыми технологиями. Тем не менее в этой отрасли советские инженеры всегда предлагали широкий выбор практичных, нетребовательных и относительно недорогих моделей.


И это касалось не только послевоенных или брежневских времен, когда кроме тяжелой техники, имелись ИЖ, «Восход» или «Минск». Даже в 30-е годы советские предприятия собирали интересные образцы, среди которых особняком стоит продукция Ижевского завода.

30년대 소련 Harlick - KhMZ-1MХМЗ-1М мог стать очень востребованной моделью. Фото: youtube.com

Но подобное выпускали не только в Предуралье. Тем, кто родом из СССР, хорошо знакомы тяжелые байки «Урал» или «Днепр», мотороллеры «Тулица». Да и экспериментальный 오토바이 «Тула» оказался чем-то необычным, сильно выделявшимся из общей серой массы.

Американская копия или собственное видение


А знали ли вы, что около девяти десятилетий назад двухколесная техника собиралась также и в Харькове? Да, кажется, эта страница истории остается малоизведанной. И у этого имеется несколько весомых причин. Мотоцикл, собираемый на мощностях ХАСЗ, являлся отдаленной копией легендарного американского «Харли Дэвидсон». А еще, первичный опыт производства таких аппаратов не вышел за рамки предвоенного десятилетия.

В принципе, то, что почти все отечественные модели являлись копиями или модификациями зарубежных образцов, звучит немного удручающе. С другой стороны, знаменитая «Ява» в конце 20-х также начиналась с немецкой лицензии. Что не помешало чехам сотворить европейский фурор со своим «Перак».

По этому же пути пытались идти и советские инженеры 30-х. Все началось с того, что на базе Харьковского автосборочного завода освоили выпуск неплохой для тех времен техники – мотоцикла ХМЗ-1М.


Сегодня уже почти неизвестна не только эта модель, но и само предприятие, ее выпускавшее. Но на тот момент это оказалось довольно знаковым событием и, при правильном подходе, могло очень положительно сказаться на истории мотоциклетной отрасли всего СССР в целом. А базой послужила самоделка от талантливого «кустаря» Солдатенко. Эта техника имела:

✅ мягкую подвеску переднего колеса
✅ штампованную сварную раму
✅ передовой для тех лет дизайн

Данный мотоцикл был плодом труда местных инженеров-конструкторов, опиравшихся на лучшие образцы мировой профильной промышленности. Да, советские специалисты, скрупулезно исследовав американские и немецкие модели, смогли предложить собственную взвешенную конструкцию. Под стать всему оказался и установленный на ХМЗ-1М силовой агрегат:

✅ четырехтактник
✅ 작업량 - 350 입방 미터. 센티미터
✅ 전력 - 8리터. 와 함께

Интересно, что выпуск этой модели стал по-настоящему первым серийным. Он продолжался с 1931 по 1933 годы. За это время в городе с очень развитой отраслью машиностроения успели собрать около трех сотен экземпляров 350-кубового мотоцикла.

Harley Davidson Model B – сходство более чем заметно. Фото: youtube.com

Но централизованная советская экономика подразумевала, что каждое отечественное предприятие обязано представлять определенный ассортимент продукции. Поэтому производство двухколесной техники, сильно напоминавшей американскую, было полностью прекращено.

어떻게 시작 됐어?


Возвращаясь к началу истории, хочется заметить, что выпуск байков в Харькове начался случайно. Стартом стала реализация проекта «Автодора» по сборке 10 экземпляров мотоциклов Лабура, являвшихся копией немецкой модели столетней давности ТХ. В целом, история развивалась следующим образом:

✅ 10 мотоциклов Лабура
✅ проект по сборке НАТИ-Б-375
✅ выпуск нескольких моделей марки ХМЗ

Именно после предложения об установке на конвейер модели от Петра Можарова, специалисты ХАСЗ решили пойти другим путем, представив собственные версии. Начав с 1М, местные конструкторы развернулись, предлагая как одно-, так и двухцилиндровые варианты:

✅ 1М
✅ 3М (375-кубовый, одноцилиндровый)
✅ 2М (1200-кубовый, двухцилиндровый)
✅ 4М (750-кубовый, двухцилиндровый)

У самой первой модели завода, вышедшей в серию, имелся разделенный бензобак. Отдельный его резервуар предназначался для 2,1 литра масла, смазка двигателя производилась при помощи разбрызгивания. Общий объем вместимости топлива – 15 литров. У мотоцикла была 3-ступенчатая механическая коробка передач. Их переключение было ручным.

К этому стоит добавить применение цепной передачи на заднее колесо и многодисковое сухое сцепление. А вот несущую конструкцию выполнили дуплексной из штампованной стали. В создании передней вилки придерживались американского образца, применив рычажный механизм. Задняя подвеска оказалась жесткого типа. Ниже можно ознакомиться с другими техническими характеристиками ХМЗ-1М:

✅ размер колес – 27х3,5 дюйма
✅ 연료 소비량 – 3,5 l/100km
✅ вес заправленной техники – 150 (сухой – 135) кг
✅ 베이스 - 1400mm
✅ 지상고 - 124mm
✅ 최대 속도 - 90km/h

Мотоцикл мог выпускаться как в одно-, так и в двухместном исполнении. В последнем случае второе посадочное место устанавливалось вместо металлического заднего багажника. Цилиндр располагался вертикально, охлаждение – воздушное. В технике применен карбюратор типа «Шеблер де Люкс». Этот элемент производился на базе Конотопского машиностроительного завода.

Неплохой старт мог содействовать тому, чтобы отечественные пользователи получили бы качественную мототехнику в достаточных объемах. Но принятый наверху указ об унификации советского двухколесного 운송 стал препятствием на пути дальнейшего развития харьковских мотоциклов.

350-кубовый двигатель модели 1М. Фото: youtube.com

Первенец 1М в 1933 году покинул заводской конвейер, а чертежи модели отправили в Таганрог. Но и там они оказались невостребованными, ведь приморское предприятие уже вовсю готовилось к выпуску «тяжеловеса» ТИЗ АМ-600.

추가 역사와 완성


Напротив, харьковчанам предложили принять в производство недавно разработанную новинку НАТИ-Б-375. Но и здесь местные инженеры решили проявить инициативу. Они доработали его, в результате представив ХМЗ-3М-375.

Так конструкторский отдел ХАСЗ представил свой вариант с более надежным карданным приводом заднего колеса. В изменениях конструкции мотоцикла имелся и ряд других полезных доработок. Чего только стоил тот факт, что впервые инженеры представили возможность взаимозаменяемости колес.

375-кубовый двигатель модели 3М. Фото: youtube.com

После этого местные специалисты решили переместиться в более высокую категорию. Имеются в виду уже упомянутые выше двухцилиндровые тяжелые мотоциклы. Эти проекты имели V-образные двигатели и боковые прицепы.

Но на пути успешного развития встали бюрократические моменты. Предприятие несколько раз переподчиняли различным ведомствам, что мешало четко определить его окончательный профиль. Многие перспективные разработки так и остались на стадии чертежей. Как, к примеру, собственная версия ХАСЗ малолитражного с кубовым двигателем.

«Лебединой песней» стал мотоцикл ХМЗ М-72. В 1941 году эту модель начали одновременно собирать в Москве, Ленинграде и Харькове. В последнем успели выпустить всего 123 экземпляра, после чего над городом настигла опасность фашистской оккупации.

Многие конструктивные решения американцев взяты на вооружение. Фото: youtube.com

Позже предприятие было срочно эвакуировано в Горький. Во второй половине 40-х производство на прежнем месте так и не возобновили. Зато местные опытные инженеры стали костяком, который позволил в 1949 году организовать выпуск модели М-72 на мощностях Киевского мотозавода.
А вам понравился ХМЗ-1М из 30-х?
우리의 뉴스 채널

최신 뉴스와 오늘의 가장 중요한 이벤트를 구독하고 최신 상태로 유지하세요.

우리는 당신에게 추천합니다
"삽산"은 속도를 높이고 싶다

"삽산"은 속도를 높이고 싶다

기술적으로 이는 완전히 실현 가능한 작업입니다. 러시아 철도는 이미 필요한 테스트를 수행했으며 모든 세부 사항은 우리 자료에 나와 있습니다....